ДИЗАЙНЕР ГРИГОРИЙ ГОРКОВЕНКО: МОЖНО И НУЖНО УДИВЛЯТЬ!
ГРИГОРИЙ ГОРКОВЕНКО —
ДИЗАЙНЕР ИЗ ХАБАРОВСКА, ТРЕХКРАТНЫЙ ОБЛАДАТЕЛЬ ПРЕСТИЖНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕМИИ
В ОБЛАСТИ ПРЕДМЕТНОГО ДИЗАЙНА
RED DOT DESIGN AWARD, ПРОВОДИМОЙ
В ГЕРМАНИИ. ВО ВЛАДИВОСТОКЕ
НА ФЕСТИВАЛЕ VLADIVOSTOK DESIGN WEEK
ОН ПРЕДСТАВИЛ СВОИ ИМЕНИТЫЕ РАБОТЫ. МЫ ПОГОВОРИЛИ С ГРИГОРИЕМ
О ТОМ, КАК, ЖИВЯ В ПРОВИНЦИИ, ТВОРИТЬ НА МИРОВОМ УРОВНЕ, ОТКУДА ПОШЕЛ СТИЛЬ SERIOUS FUN И МОЖНО
ЛИ ПРЕВРАТИТЬ ПРЕДМЕТНЫЙ
ДИЗАЙН В БИЗНЕС.
— Вы выросли в семье архитекторов…
— Да, я из семьи архитекторов, мои родители, два старших брата и я окончили один и тот же институт.
— Находясь с детства в творческой среде, вы всегда хотели стать дизайнером?
— Нет, ни в коем случае! Я говорил всем — я не дизайнер, я архитектор! С позиции, что дизайнер никогда не может запроектировать что-то большее, нежели дизайн помещения, грубо говоря. Архитектор же — это инженер, конструктор, визуализатор и еще дизайнер. В архитектуре есть много того, чего нет в дизайне. Но архитектурой мы не можем сказать все, что хотим, нет возможности погрузить человека в некую историю. А при помощи дизайна, а далее при поддержке предметного дизайна мы можем это сделать.
— Расскажите о вашем пути в дизайне. С чего начинали?
— В институте я понял, что можно и нужно удивлять, у меня сломалась какая-то внутренняя перегородка. Передо мной был пример старших братьев: их работы уже были известны, это стало для меня некой планкой, нужно быть не хуже.
С первого курса я старался удивлять, и у меня получалось. Уже на четвертом курсе обучал второкурсников, как правильно проектировать и работать с разными программами. На пятом курсе я открыл свою студию, так все и началось. Это было очень весело, все на полном энтузиазме. Поставил перед собой цели, планку по дизайну, творчеству.
С командой мы определили, как видим себя на этом рынке. Поначалу у нас были лишь догадки, как действовать. Но мы росли через метеориты пролетающих мимо событий, и у нас все равно получалось. Я всегда говорю, что нужно идти по своему вектору, вне зависимости от сложностей.
Когда мы открыли свой крайний офис в центре Хабаровска, я задал новый вектор компании — появился бренд GORKOVENKO. Тут будто раскрылись другие чакры, пришло полное понимание, кто мы и как видим себя в мире дизайна.
VDF products fair: More than 50 glass spheres and hemispheres make up the Homo wall sculpture by Russian designer Grigory Gorkovenko, which can function as a clock, light and vase.
The sprawling fixture, which can span up to three metres, is made up of individual, modular components that can be alternated to transform the piece into a chandelier, a vertical flower display, or a combination of the two.
The multi-coloured glass is fitted onto a metal skeleton to form a radiating shape around the central clock module, which features a ceramic face and hands.
Each of these elements was handmade by a team of sculptors, glassblowers and ceramicists over the course of six months.
Reminiscent of Russian avant-garde paintings, the piece's vibrant coloured surfaces bend and reflect the light to create the illusion of peering into a kaleidoscope.
Beyond its aesthetic appeal, the design's precarious assemblage of individual elements also serves as a wider metaphor, according to Gorkovenko.
"For me personally Homo is not a single person but a symbol of the whole of humanity," he said.
"Each of us alone is fragile and sensitive. But united we become a great power, which is able to face any challenge or crisis. That is the main homo sapien superpower and it's our hope for the future.”
Наше русское: “Стеклянный человек” от дизайнера Григория Горковенко
Проектируя свои предметы, российский дизайнер Григорий Горковенко смотрит в прошлое — обращается к славянской культуре и вписывает ее в современность. Новый проект HOMO несколько отличается от этой концепции: работая над “Стеклянным человеком”, Григорий смог заглянуть в будущее.
ДИЗАЙН
2 ИЮНЯ 2020
ЕКАТЕРИНА ГОНЧАРЕНКО
По образованию Григорий ― архитектор. Свою карьеру он начал с проектирования зданий, но внутреннее наполнение его волновало не меньше внешнего. Так Горковенко пришел к дизайну интерьеров и в 2012 году открыл студию RIM, которая сейчас занимается проектами по всему миру. Тогда же дизайнер понял, что придать пространству характер лучше всего получится при помощи уникальных предметов интерьера. “Здесь многое зависело от общей идеи: в каждом проекте мне хотелось создать исторический фон с отсылкой к славянским корням (конечно, если это получалось согласовать с заказчиком)”, ― рассказывает Григорий.
Интерес к своеобразному возрождению славянской культуры у Горковенко проявился еще в студенческие годы: магистерскую диссертацию он посвятил переосмыслению русских традиций в архитектуре. Вопрос “А могу ли я сам преображать мотивы и символы?” стал для дизайнера вызовом. И Григорий принял этот вызов шутя: почтение к прошлому вместе с доброй иронией сложились в стиль serious fun. В предметах бренда GORKOVENKO можно рассмотреть и матрешек, и глиняные крынки, и кокошники, но при этом новое прочтение образов стирает налет древности.
Погружаясь в философию прошлого, Григорий захотел вывести архетип: что такое Человек и как мы видим его сегодня? Подвесная фигура из металла, стекла и керамики ответила на эти вопросы на языке дизайна. За хрупкой внешней формой скрывается крепкий стальной стержень, а за дутыми круглыми элементами детских наивных цветов стоит еще и функциональность.
Создание “Стеклянного человека”, от идеи до реализации вручную командой мастеров-скульпторов, стеклодувов и керамистов, заняло шесть месяцев. В мае он должен был стать центром экспозиции GORKOVENKO на крупнейшей международной выставке дизайна и декора ICFF в Нью-Йорке. Но случилось то, что случилось. Выставку перенесли, а трехметровый истукан стал казаться еще более актуальным. “Лично для меня HOMO ― не отдельный человек, это символ всего человечества. Пусть по отдельности каждый из нас хрупок и уязвим, но, объединившись, мы становимся огромной силой, способной противостоять любым испытаниям, ― рассказывает Григорий. ― В этом главная суперспособность Homo Sapiens и его надежда на будущее”.
INTERIOR LV
Грустный и смешной GorkoVenko
Одно из направлений, в котором развивается предметный дизайн – слияние дизайна и искусства. В дизайне все больше значения придается натуральным материалам и ручной работе. Таким дизайнерским объектам свойственна индивидуальность и способность вызывать эмоции, которых и ищут коллекционеры. Движение дизайна в сторону искусства порождает вопрос: где начинается одно и заканчивается другое? Можно ли и нужно ли вообще между этими двумя дисциплинами проводить границу?
Профессиональное развитие Григория Горковенко, русского предметного и интерьер-дизайнера, склонно к искусству, при этом сохраняя функциональный аспект. Изначально дизайнерская студия Горковенко RIM специализировалась на дизайне интерьера, находя необычные решения. С годами у студии накапливался опыт создания уникального дизайна мебели, освещения и декора, предметов интерьера становилось все больше, стал формироваться общий стиль. Этим произведениям характерны асиметричные, геометрические линии, нерегулярные формы, блестящая отделка, полированные поверхности и острые углы. Эти объекты позиционировались как элементы офисного пространства. Понемногу, создавая свой личный бренд GorkoVenko, предметный дизайн стал главной специализацией дизайнера, в его работах изменилась также стилистические штрихи, форма, философия и видение. Гладкие глянцевые формы GorkoVenko заменил богатой текстурой и натуральными материалами. Дизайнерские элементы получили совсем новое дыхание, превратив каждый объект в произведение искусств, подчеркивая его уникальность. Сам дизайнер характеризует свой стиль словосочетанием «серьезное веселье» – в нем переплетаются грусть и смех, тяжесть и легкость, сумасшествие и покой. В своих работах Горковенко переосмысливает русские культурно-исторические образы, обновляя взгляд на них. Объединяя этнические элементы и новейшие тенденции в дизайне, в проектах GorkoVenko проявляется яркий авторский почерк. В изготовлении дизайнерских объектов используются исключительно натуральные материалы: дерево, керамическая масса, фарфор, разные металлы, бетон, гипс и др.
Дизайн бренда GorkoVenko получил награды во всем мире. Например, его светильник MIS CROSS удостоился приз RED DOT в 2018 году, а спустя год на том же награждении RED DOT его дизайнерский объект BUSA получил наивысшую оценку.
1. Светильник MIS-CROSS создан, вдохновившись значимым в славянской культуре образом матрешки. Лампа изготовлена из натуральных материалов в технике литой керамики и дополнена металлическим покрытием. Крестообразные прорези на поверхности объекта позволяют свету наполнить помещение мистическими формами и игрой света.
2. EMPEROR внушительное кресло из массива дерева, поверхность которого украшает чешуйчатая фактура. Изделие пронизано энергией мастера, теплотой рук его делавших. Дизайн кресла состоит из элегантной, но массивной формы, свободы линий и некоторой степени брутализма. Скульптурное кресло создает уникальную атмосферу в любом помещении, придав ему эклектичный характер.
3. Светильник MEDUZA – модульная лампа, состоящая из сложенных вместе световых конусов. Высоту модульной системы можно менять, позволяя светильнику стать светящейся колонной и наполнить пространство вокруг себя изменяющимися световыми эффектами приглушенной интенсивности. Группа таких ламп вместе способна создать иллюзию залитого светом морского дна.
4. SHURA – дизайнерский предмет из бетона. Объект изысканной формы взаимодействует с образом матрешки, передавая скульптуре легкость и комический характер. К тому же, бетон, как материал сообщает объекту монолитность и приземленный характер. Скульптура SHURA своей своеобразной формой добавит помещению немного беззаботности
Сам автор считает, что красота рождает красоту. Чтобы украсить окружающий мир, он старается преобразить дизайн в искусство – такое, с которым вместе хотел бы жить сам.